-консультация: kgacoria
Фотостудия KADR  - №1 в Кыргызстане по творческой свадебной фотографии!
Новое на сайте


Кыз Узату. Проводы невесты. Алтынай и Алдияр.
Трогательный, красивый осенний праздник. ...

История свадебного букета.
Говоря об истории свадебного букета можно перечислять множество традиций: это и венки и гирлянды...

Немецкая свадьба
Современные городские свадьбы в Германии очень мало отличаются от американских и европейских...

Пожелание на тарелке
Идеи оформления пожеланий от гостей на тарелке. В европейских странах нередко в качестве материала...

Гирлянда из теннесных мячиков.
Гирлянда из теннисных мячиков. Мастер-класс, как из старой стандартной и надоевшей гирлянды...


www.s9.kg

Уйгурская свадьба.

Для любой свадьбы необходимо, чтобы встретились Он и Она и решили пожениться. Тут уйгуры ничем не отличаются от всего остального человечества. А вот как идет подготовка к свадьбе. Уйгурская свадьба – это красивый, красочный народный театр, где роли расписаны издревле и исполняются исправно.
АКТ ПЕРВЫЙ
Жених засылает сватов к невесте.
Подготовленные невестой родители на первый раз прогоняют сватов. Или так: вежливо не пускают домой. Считается, если встретить сватов с распростертыми объятиями, те могут решить: э-э, а тут-то, оказывается, не знают, как скорей избавиться от дочери. Да хороша ли дочь, то бишь невеста?
Не совсем огорченные сваты возвращаются через пару дней к исходной позиции. Сваты не рассчитывают даже на чашку чая. Им не нальют. Выслушают – и на том спасибо. “Мы подумаем”.
За ответом те же сваты являются снова. За накрытым дастханом (уйгурское звучание слова “дастархан) родители невесты тихо сдаются. Но с достоинством. Мы, говорят, вроде как не возражаем, но дочь наша распрекрасная – любимица всей нашей родни. И бабушка в ней души не чает, и тетя ее воспитывала, а старшая сестра та вообще вместо матери. Вот если они да еще другие (называется, кто) дадут согласие на брак, то и мы благословим. И вручают сватам адресов десять. Из ближних и соседних деревень и областей.
Мне бы очень хотелось поразить твое воображение, читатель, приведя хотя б один пример, когда сваты слетали б за благословением в Австралию или Китай, но, увы, таких примеров нет. Нереальных задач не ставят. Бастилия сдается планомерно и красиво.
АКТ ВТОРОЙ
Ура! Родственники невесты, естественно, оказались покладистыми. О чем сваты в очередной раз извещают родителей невесты. И пошла-поехала большая подготовка. Назначается день торжества.
Чоing чай – переговоры. Представители со стороны жениха старательно записывают требования невестиной стороны. У непосвященного может пойти голова кругом: на требуемое можно прокормить полстраны. Может создаться впечатление: невестина сторона не несет никаких расходов. Ничего подобного. Невестина сторона больше половины из требуемого готовить сама. Сваты привезут так, для “отмазки”. Это будет. А пока на чоing чае даже предупреждают, чтоб и дрова с собой везли, и спички. За неделю-две до свадьбы обе стороны – каждый только со своей родней – проводят маслят чай. Обсуждение предстоящих расходов, определяется вклад каждого.
О невесте с женихом на время забывают: не мешайтесь под ногами, к свадьбе готовимся, не до вас!
В дом к невестиным родителям съезжаются старенькие апашки. Мозговой центр с непрерывными ЦУ (ценными указаниями). Неважно, что их советы и предложения часто взаимоисключающие. Присутствие апашек – на самом почетном месте, на самых красивых и мягких корпешках, их неторопливая речь воспоминаний о прошлом – вызывает трепетное восхищение.

АКТ ТРЕТИЙ
ПЯТНИЦА
В субботу свадьба? Ах да, в субботу вечером молодежь гуляет в доме жениха.
А в пятницу к вечеру требуемый список продуктов (помните?), но, конечно, не полностью (тоже помните?), сваты завозят в дом невесты. Мероприятие называется “Мал-груч”. Привозят сундук подарков: отцу – костюм, матери – отрез на платье, 85 платков для родственниц, 5 мужских сорочек, 25 метров материала…
В субботу взрослые гуляют у невесты.
В воскресение – у жениха.
В понедельник – снова у невесты.
У уйгуров молодежь на свадьбах не сидит за одним столом со взрослыми. Из-за спиртного. Кстати, считается большим грехом младшему (по возрасту) затягиваться сигаретой перед старшим.
Но мы отвлеклись… Итак, в пятницу в дом невесты привезли, допустим, бычка (его сегодня и пустят на мясо), мешок риса и 40 кг сладостей – сдали и оставили… Оставив четырех представителей от своих, жениховы родственники уезжают, а те остаются варить мясо…
Параллельно этому разворачивается драматическое событие. Невесту из дома уводит ее подруга. Так уж повелось, что последнюю ночь перед сменой фамилии, перед новой жизнью девушка проводить у своей подруги. А подруга, вернее ее родители, на чоing чае (помните?) уже испросили разрешение на то, что невеста девичник проводит в их доме. Кстати, все расходы абсолютно добровольно на себя берут родители подружки невесты.
Жених точно так же, с теми же условиями, в тот же час отправляется к другу на “мальчишник”.
Абсолютной бескорыстности тут нет. Шаг просчитан далекими предками наперед. Когда-нибудь и подружка, и друг будут готовиться к свадьбе. “Девичник ” и “мальчишник” им уже обеспечены сегодняшними невестой и женихом. Долг платежом красен.

СУББОТА
Родители невесты свою дочь не видят. Разве что – украдкой. Без них она, нарядная (обычно это традиционно белое платье с фатой, но последнее время – национальный наряд), уезжает в загс, а вечером – на свадьбу в дом жениха.
У жениха есть возможность показать себя перед своими и ее родителями. На ника.
Ника – это обряд венчания. Без него даже в застойные годы брак не считался действительным. Даже если имелось свидетельство о браке.
Мужчины и женщины гуляют на свадьбе врозь. Часов в 11 к дому невесты подтягиваются мужчины – садятся за столы, встречают муллу.
И вот теперь приводят жениха.
При всем честном народе у него спрашивают, берет ли девушку в жены, и т.д. и т.п.
Благословляют. И дают испить ника-суи. Это соленая вода с хлебом. Жених мужественно пьет, но не все, оставляет и невесте, чьи полномочные представители уносят ее не испитую долю для распития ей же.
После этого жених едет за невестой, и в - загс.
А мужчины, отгуляв свои два-три часа, уступают место дамам.
Женщины вручают подарки, торжественно рассматривают приданное девушки, оценивают его.
Есть нюансы: подарки преподносятся на подносах, количество которых должно быть четным. Сладости оседают в доме невесты, а материал возвращается. Не тот же – равноценный. Обмен товаром идет издревле: так делали наши бабушки, пра-пра…
Гостям сладости, хлеб и проч. подают на подносах, один – на два человека. Что съел, то съел, что нет – уносишь домой в мешочках, заботливо и предусмотрительно положенных на поднос хозяевами.
Главное – помнить о калошах. Старушки у входа снятые калоши просят спрятать. Некоторые прячут сами. Свадьба, как правило, заканчивается коллективным поиском калош. А те выискиваются в самых неожиданных местах: на шкафах, за холодильником.

СУББОТА, ВЕЧЕР, НОЧЬ
Гости расходятся. Женихова сторона отправляется к себе: завтра продолжение торжества у них.
Молодежь, приглашенная на свадьбу к пяти часам, допустим, не спеша, подтягивается часам к восьми – девяти. Молодожены ждут сигнала в доме друга (перед тем как вступить в порог дома, молодожены крутятся вокруг костра – традиция сохранившая со времен преклонения Будде).
За свадебном столом “Горько!” не кричат – ни-з-зя! Разве только когда старшие отвернутся.
Из взрослых со стороны невесты в доме жениха присутствует янга – женщина с незапятнанной репутацией. У нее малоприятная обязанность (хотя, возможно, это только моя точка зрения): утренняя проверка простыней новобрачных и сообщение всему миру о честности молодой жены.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Янга сказала свое слово. Ее на машине с цветами, с бутылочкой коньяка, с сопровождающими везут в дом невесты. Мать благодарят за воспитание неиспорченной дочери. И едут к родителям жениха. По тому же сценарию: сначала гуляют мужчины, потом – женщины.
Не будем о грустном, связанном с чистыми простынями наутро. Это скандал. И навсегда отравленная жизнь. Единственным оправданием отсутствия пятен на постели считается, если новобрачная родилась в пятницу и если об этом заранее всех предупредила ее мать. Вот так.
…К женщинам, на салам, приводят молодую жену. Свекровь бросает ей под ноги материал, мать подает уважаемой апашке платок. Та повязывает его на голову вчерашней невесте.
Отныне ты – женщина.
“Уважай родителей”.
“Не выноси сор из избы”.
Каждая присутствующая женщина дает свое напутствие.
Воздушный платок невероятно тяжел для пунцовой снохи. Завтра она его снимет, хотя вообще-то нельзя.
Маленькая женщина, и у тебя будут дети. И пусть у них будут такая же свадьба, такая необычная со стороны.


Acoria,